Программы

Санкт-Петербургский государственный университет

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Современные методы в историческом исследовании
Present-day Scientific Methods in the Historical Research

  

Язык(и) обучения: русский

  Трудоемкость 2 зачетных единицы

 Регистрационный номер рабочей программы:

 Санкт-Петербург

2016

  

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

 1.1.  Цели и задачи учебных занятий

Курс «Современные методы в историческом исследовании» предусмотрен компетентностно-ориентированным учебным планом по направлению «История» (магистратура) 14/5543/1.  Целью курса «Современные  методы в историческом исследовании» является усвоение магистрантами базисных теоретических и методических основ применения  методов и подходов, используемых в междисциплинарных исследованиях по отечественной истории, всеобщей истории, этнографии и археологии, ознакомление с широким спектром проблем, при решении которых могут использоваться методы и подходы  антропометрической истории, визуальной истории, исторической демографии, интеллектуальной истории, исторической психологии, исторической социологии,           истории понятий, истории эмоций, клиометрии,  культурной, истории, микроистории, макроистории, новой социальной истории,           просопографии, синергетической истории, устной истории, а также и компьютерные технологии; приобретение знаний о возможностях использования этих методов в самостоятельной исследовательской работе историка, получение практического опыта проведения междисциплинарных исследований.

Общие задачи курса могут быть конкретизированы следующим образом:

  • ознакомление с конкретными историческими исследованиями, в которых используются междисциплинарные методы и подходы и определение сферы их применения;
  • характеристика основных содержательных проблем в исторических исследованиях, для решения которых используются междисциплинарные методы;
  • изучение важнейших социальных, экономических и демографических понятий и показателей, используемых при анализе общества в исторической перспективе;
  • характеристика отдельных междисциплинарных методов, показ механизма их работы, возможностей и ограничений в использовании;
  • выявление источников, на материалах которых можно применять междисциплинарных методы;
  • знакомство с возможностями компьютерных технологий при применении междисциплинарных методов;
  • составление программы исследования с использованием междисциплинарных методов;
  • получение навыков самостоятельной работы при использовании междисциплинарных методов

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Для освоения материала данного курса обучающимся потребуются знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения в бакалавриате базового курса истории России, всеобщей истории, источниковедения, современной информатики.

 

1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

ОКМ-4 (Готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях);

ПК-4 (Готовность применять современные методы и методики исследования, базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного знания);

ПК-5 (Способность к междисциплинарному взаимодействию в решении научно-исследовательских и прикладных задач);

Пк-7 (Способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы,

базы данных, информационно-поисковые системы, современное программное обеспечение).

 

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

 2.1 Организация учебных занятий:

2.1.1 Основной курс

 

Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

 

Период обучения

(модуль)

Контактная работа обучающегося с преподавателем

 

Самостоятельная работа

 

Объем активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоемкость
Лекции Семинары Консультации Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы Коллоквиумы Текущий контроль Промежуточная аттестация Под руководством преподавателя В присутствии преподавателя Сам. раб.  с использованием методических материалов Текущий контроль (сам. раб.) Промежуточная аттестация (сам. раб.)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
Очная форма обучения
С3

 

5 4 25 15 25 2
12 12  

 

12

 

 

12

ИТОГО 5 4 25 15 25 2

 

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

 

Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ  
Очная форма обучения
Семестр 3   зачет  

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

 

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

 Период обучения (модуль): Семестр 3

 

№ п/п Наименования темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов
1 Введение. Цели и задачи курса. Теоретические основы применения современных междисциплинарных методов в исторических исследованиях. лекции

 

1
Обсуждение важнейших социальных, экономических и демографических понятий и показателей, используемых при анализе общества в исторической перспективе. практические занятия

 

2
Подготовить словарь ключевых социальных, экономических и демографических понятий и показателей по методическим материалам

 

2
2 Визуальная история: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы анализа визуальной информации (фотографий, картин, плакатов, кинофильмов). лекции

 

1
Анализ фотографий, картин, плакатов, кинофильмов на занятиях. практические занятия

 

2
Анализ фотографий, картин, плакатов, кинофильмов на занятиях самостоятельно с представлением отчета по методическим материалам

 

 

2

 

3 Просопография: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы создания коллективных биографий, выявление и изучение определенного круга лиц как типов, персонифицирующих те или иные процессы и события. лекции

 

1
Просопографические исследования в современной историографии практические занятия

 

3
Написать рецензию на просопографическое исследование из представленного списка литературы по методическим материалам

 

2
4 Устная история: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы анализа лекции

 

1
Составление гайд интервью практические занятия

 

3
Проведение интервью по составленному гайду по методическим материалам

 

2

 

 

5 Историческая психология и психоистория: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы анализа лекции

 

1
Психоисторические исследования в современной историографии из представленного списка литературы практические занятия

 

3
Самостоятельное выявление информации об исторической психология (в визуальных и беллетристических источниках) с представлением отчета по методическим материалам

 

2

 

 

6 Изучаются показатели социального и имущественного неравенства и уровня жизни населения и методика их вычисления с помощью информационных технологий  

практические занятия

 

3
Найти в Интернете информационные системы об индексе человеческого развития (ИЧР) в РФ и составить таблицу и график изменения ИЧР в 1989—2015 гг. по методическим материалам

 

2

 

7 Изучаются основные понятия и методы оценки антропометрических показателей  

практические занятия

 

3
Найти в Интернете историко-ориентированные информационные системы о росте известных деятелей прошлого и составить список самых высоких и самых низких по методическим материалам

 

1

 

8 Изучаются известные отечественные и зарубежные клиометрические исследования практические занятия

 

3
Написать рецензию на клиометрическое исследование из представленного списка литературы по методическим материалам

 

1

 

9 Вычисление демографических коэффициентов и показателей (коэффициенты брачности, разводимости, рождаемости, смертности; средняя продолжительность жизни; коэффициент воспроизводства населения)

 

 

практические занятия

 

3
Рассчитать коэффициенты брачности, разводимости, преступности. по методическим материалам

 

1

 

10   Консультации

 

4

 

Содержание учебных занятий

Тема 1.

В лекции дается краткая характеристика общенаучных, специально-исторических, или общеисторических, методов и более подробная характеристика междисциплинарных методов.

На практических занятиях обсуждаются важнейшие социальные, экономические и демографические понятия и показатели, используемых при анализе общества в исторической перспективе в междисциплинарных исследованиях.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам требуется подготовить словарь ключевых социальных, экономических и демографических понятий и показателей.

Тема 2.

На лекции дается характеристика визуальной истории как нового направления междисциплинарного исторического исследования: предмет, задачи, стержневые проблемы и основные принципы изучения визуальной культуры, методы исследования.

На практических занятиях анализируются фотографии, картины, плакаты, кинофильмы (с помощью проектора).

Во время самостоятельной работы по методическим материалам требуется провести анализ одной фотографии, картины, плаката или кинофильма с представлением письменного отчета.

Тема 3.

На лекции дается характеристика просопографии как нового направления междисциплинарного исторического исследования: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы создания коллективных биографий, выявление и изучение определенного круга лиц как типов, персонифицирующих те или иные процессы и события.

На практических занятиях анализируются просопографические исследования в современной историографии.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам требуетсянаписать рецензию на просопографическое исследование из списка литературы

Тема 4.

На лекции дается характеристика устной истории как нового направления междисциплинарного исторического исследования: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы анализа.

На практических занятиях коллективно составляется гайд интервью.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам каждый студент проводит по крайней мере одно интервью по составленному гайду.

Тема 5.

На лекции дается характеристика исторической психологии (предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы исследования) как нового направления междисциплинарного исторического исследования, имеющего целью выявить изменения психики, когнитивных процессов и личности человека в исторической перспективе и оценить влияние, которые эти изменения оказывают на поведение людей разных эпох.

На лекции дается характеристика психоистории (предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы исследования) как нового направления междисциплинарного исторического исследования, имеющего две цели: 1) выделить доминирующую в каждую эпоху модель отношения к детям на протяжении истории, оценить влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связать выделенные модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период; 2) применяют достижения различных психологических школ (бихевиористской, гуманистической психологии, гештальтпсихологии), но главным образом психоанализа для психологической характеристики исторических акторов На практических занятиях анализируются исследования по исторической психологии и психоистории.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам найти источники (визуальных, беллетристических и др.) и выявить информацию об исторической психология с представлением отчета.

Тема 6.

На практических занятиях изучаются показатели социального и имущественного неравенства и уровня жизни населения и методика их вычисления с помощью информационных технологий.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам требуется найти в Интернете информационные системы об индексе человеческого развития (ИЧР) в РФ и составить таблицу и график изменения ИЧР в 1989—2015 гг.

Тема 7.

На практических занятиях изучаются основные понятия и методы оценки антропометрических показателей.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам найти в Интернете историко-ориентированные информационные системы о росте известных деятелей прошлого и составить список самых высоких и самых низких.

Тема 8.

На практических занятиях изучаются некоторые наиболее известные отечественные и зарубежные клиометрические исследования.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам требуется написать рецензию на клиометрическое исследования из списка литературы.

Тема 9.

На практических занятиях изучаются основные понятия и показатели (коэффициенты брачности, разводимости, рождаемости, смертности; средняя продолжительность жизни; коэффициент воспроизводства населения) и проводятся вычисления с помощью компьютерных технологий.

Во время самостоятельной работы по методическим материалам требуется найти в Интернете историко-ориентированные информационные системы по исторической демографии и рассчитать коэффициенты брачности, разводимости и преступности.

 

 

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий.

 

3.1.1. Методические указания по освоению дисциплины.

 

Методическим обеспечением аудиторной работы выступают рабочая программа учебной дисциплины, список основной и дополнительной литературы к курсу, Интернет-ресурсов.

Лекционные занятия в объеме 5 часов предусматривают знакомство с историей и современным состоянием применения междисциплинарных методов в исторических исследованиях, основными направлениями и формами этого применения.

Практические занятия в объеме 25 часов включают конкретное ознакомление студентов с междисциплинарными методами, применяемыми в исторических исследованиях, они связаны с проведением расчетов на основании представляемой преподавателем информации.

Самостоятельная работа (17 часов) обеспечивает формирование у студентов устойчивых навыков применения междисциплинарных методов в исторических исследованиях, базирующихся на интернет ресурсах.

Содержание учебных занятий (лекций и практических занятий) и материалы, предложенные студентам для ознакомления, формируют комплексное понимание возможностей и основных современных тенденций применения междисциплинарных методов в исторических исследованиях.

Освоение дисциплины осуществляется в процессе работы на практических занятиях и систематической самостоятельной работы (под руководством и контролем со стороны преподавателя) с учебной литературой и Интернет-ресурсами. Возможно выполнение индивидуального задания, связанного с научной деятельностью конкретного студента. При его выполнении предусмотрена проработка соответствующих источников из списка рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

 

3.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в объеме 17 часов предусматривает ознакомление с работами из списка дополнительной литературы по теме, близкой к научной деятельности студента. Предполагается также (под руководством и контролем со стороны преподавателя) дополнительная работа с материалами, ранее освоенными в процессе выполнения практических работ, с целью расширения представления о возможностях междисциплинарных методов. Для этого обучающимся предлагается список основной и специализированной литературы, задания для работы с электронными базами данных, Интернет-источниками.

Методическим обеспечением самостоятельной работы обучающихся является содержание РПУД, список рекомендованной литературы, материалы, доступные в НБ им. М.Горького, Интернет-ресурсы.

 

3.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания.

Для контроля усвоения дисциплины «Современные методы в историческом исследовании» предусмотрен зачет. Форма проведения – устная/письменная. При оценивании ответа учитывается знание материала.

Критериями оценивания ответа является знание и понимание основных определений, фактического материала, предусмотренных программой курса, и успешное выполнение письменного задания.

Время на подготовку устного ответа – 20 мин.

Продолжительность проведения зачета – 15 мин. на человека.

 

3.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

 

 

Список вопросов для проведения промежуточной аттестации (зачета):

Примерный перечень вопросов на зачете.

 

Особенности современных научных исследований.

Новые направления в историографии, их предмет, задачи и методы.

  1. Антропометрическая история как новое направление в историографии: предмет, базовые понятия, ключевая проблематика, методы анализа. Примеры в историографии.
  2. Виды исследований: пилотное (пилотажное), описательное, аналитическое. Примеры из историографии.
  3. Визуальная история как новое направление в историографии: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  4. Гипотеза и ее роль в историческом исследовании. Примеры использования в историографии.
  5. Закон больших чисел и его применение в исторических исследованиях. Дискуссии в историографии.
  6. Интеллектуальная история как новое направление в историографии: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  7. Интерпретация понятий – эмпирическая и операционная. Примеры.
  8. Историческая демография: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  9. Историческая психология: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  10. Историческая социология: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  11. История понятий как новое направление в историографии: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  12. История чувств как новое направление в историографии: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  13. Клиометрия: предмет, задачи, методы. Примеры из историографии.
  14. Междисциплинарные исследования: предмет, задачи, методы. Примеры из историографии.
  15. Методологический и методический плюрализм. Примеры из историографии.
  16. Методы междисциплинарные – методы, заимствованные из других гуманитарных, социальных, естественных и точных наук.
  17. Методы общеисторические: генетический (ретроспективный), идиографический индивидуализирующий), типологический (классификационный), сравнительный, сопоставительный и др.
  18. Методы общенаучные: диалектический, системный и др.
  19. Микроисторические и макроисторические исследования: чем отличаются и какие задачи решают. Примеры из историографии.
  20. Мысленный (мыслительный, умственный эксперимент) в историческом исследовании. Примеры из историографии.
  21. Новая социальная история: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  22. Построение контрфактических моделей исторических ситуаций: цель; примеры из историографии.
  23. Причины варьирования результатов наблюдений.
  24. Просопография: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  25. Психогенетическая теория истории Ллойда де Мозе.
  26. Психоистория: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  27. Смысл как альтернатива истине в современной гуманитаристике.
  28. Стадии развития интеллекта в теории когнитивного развития Жана Пиаже
  29. Теории когнитивного развития Жана Пиаже.
  30. Устная история: предмет, задачи и методы. Примеры из историографии.
  31. Функциональная и корреляционная (вероятностная, стохастическая) зависимость между переменными.
  32. Четыре основных способа конструирования истории на основе устных свидетельств. Примеры из историографии.
  33. Шесть различных доминирующих моделей отношения к детям и их влияние на социальные отношения в обществе.

 

 

Социальная статистика: ключевые понятия и показатели.

  1. Бедность и ее измерение.
  2. Бюджет времени населения. Примеры из историографии.
  3. Валовой внутренний продукт и национальный (чистый) внутренний продукт: чем отличаются и как оцениваются.
  4. Демографические характеристики населения: (коэффициенты брачности, разводимости, рождаемости, смертности; средняя продолжительность жизни; коэффициент воспроизводства населения).
  5. Децильный коэффициент дифференциации доходов в России и за рубежом: как вычисляется, какие значения принимает, что означает. Примеры использования в историографии.
  6. Имущественное и социальное расслоение и его измерение. Примеры из историографии.
  7. Индекс массы тела: как вычисляется и что означает. Примеры использования из историографии.
  8. Индекс человеческого развития – обобщающий показатель развития человека: как вычисляется и что означает. Примеры из историографии.
  9. Инфляция и ее измерение.
  10. Капитал природный (естественный), экономический (реальный и финансовый), человеческий, социальный и символический. Примеры.
  11. Коэффициент воспроизводства населения: что это такое и как вычисляется.
  12. Коэффициент Джини как показатель степени расслоения общества: какие величины принимает, что означает, как вычисляется. Примеры использования из историографии.
  13. Номинальные и реальные доходы населения.
  14. Общественное мнение, его оценка и измерение.
  15. Показатели деятельности учреждений здравоохранения и уровня медицинской помощи населению.
  16. Показатели дифференциации доходов, коэффициент Джини. Примеры из историографии.
  17. Показатели моральной статистики.
  18. Показатели санитарной статистики.
  19. Показатели социальной структуры общества.
  20. Показатели уровня жизни населения (потребление, уровень и динамика цен, номинальная и реальная заработная плата, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет, индекс человеческого развития).
  21. Показатели уровня образования населения и развития системы обучения.
  22. Показатели численности населения и его размещения.
  23. Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  24. Производительность труда: измерение и уровень в России и за рубежом в прошлом и настоящем.
  25. Социальная инфраструктура (совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения) и тенденции ее развития в XIX—XXI вв.
  26. Средняя продолжительность жизни: что означает и как вычисляется.
  27. Статистические показатели естественного движения и миграции населения.
  28. Статистические показатели состояния политической и общественной жизни.
  29. Статистические показатели социальной напряженности (конфликтности) в обществе.
  30. Статистические показатели условий труда.
  31. Человеческий капитал.

Информационные технологии, квантификация и количественные методы

  1. Анкетный опрос: особенности проведения; составление анкеты.
  2. Виртуальная реконструкция историко-культурного наследия: возможности 3D моделирования.
  3. Выборочный метод: генеральная и выборочная совокупность; репрезентативность выборки. Примеры из историографии.
  4. Географическая информационная система (ГИС) как цифровая карта местности.
  5. Интервью: особенности проведения; составление гайда.
  6. Интернет-эвристика для историков.
  7. Информационные системы и базы данных в исторических исследованиях.
  8. Использование табличного и графического методов в исторических исследованиях.
  9. Исторические геоинформационные проекты. Привести примеры.
  10. Какие статистические данные можно считать точными.
  11. Качественные и количественные данные. Примеры.
  12. Квантификация в исторических исследованиях: цели; примеры.
  13. Контент-анализ в исторических исследованиях и методика его применения. Примеры из историографии.
  14. Концепция (сущность) дисперсионного метода и задачи, которые он решает. Примеры из историографии.
  15. Концепция (сущность) корреляционного анализа и задачи, которые он решает. Примеры из историографии.
  16. Концепция (сущность) регрессионного анализа и задачи, которые он решает. Примеры из историографии.
  17. Корреляция частная и множественная. Примеры из историографии
  18. Латентный анализ: методы выявления скрытых, внешне не наблюдаемых (латентных) признаков.
  19. Метод моделирования в исторических исследованиях (конструирование реальных и альтернативных ситуаций, имитация исторических явлений и процессов). Примеры из историографии.
  20. Методика расчета базисного и цепного индексов. Решить пример.
  21. Методика расчета основных показателей динамики (абсолютных приростов, темпов роста и прироста и других показателей динамики). Решить пример.
  22. Методы анализа дифференциации доходов населения и изучение его социальной стратификации. Примеры из историографии.
  23. Методы изучения состава населения по полу, возрасту, семейному положению.
  24. Мода в жизни и в статистике.
  25. Моральная статистика: коэффициент преступности, самоубийств, алкоголизм, наркомания. Уровень девиантного поведения в прошлом и настоящем.
  26. Научно-образовательные исторические Интернет-ресурсы.
  27. Нормальное распределение.
  28. Репрезентативность «естественных выборок».
  29. Способы формирования выборочной совокупности.
  30. Средняя величина и ее применение в практической деятельности. Правильно ли ее называть «средней температурой по больнице».
  31. Стандартизация (нормирование) информации (данных) в историческом исследовании с целью ее унификации и сопоставимости. Методы и примеры.
  32. Тестирование в истории отечественной и зарубежной школы в XIX—начале XXI в.
  33. Цифровые гуманитарные науки (англ. Digital Humanities): междисциплинарные подходы в использовании IT в гуманитарных исследованиях.
  34. Шкалирование в исторических исследованиях: цели, методика, примеры из историографии.
  35. Электронные тексты и электронные таблицы в работе историка.

 

 

Примеры заданий, выносимых на аттестацию в форме зачета

 

Задача 1: Имеются следующие данные о среднедушевом доходе семей (руб.): 1370, 880, 1390, 510, 929, 850, 960, 1320, 1200, 1410, 900, 850, 1460, 1230, 1040. 680, 740, 450, 430, 880. Постройте ряд распределения и график ряда распределения семей по среднедушевому доходу. Произведите группировку семей по среднедушевому доходу.

 

Задача 2: Используя взаимосвязь показателей динамики, определите недостающие уровни ряда, их изменения заполните пропуски в таблице (цифры условные)

 

Годы Численность студентов тыс. чел. Базисные показатели динамики
Абсолютный прирост тыс. чел. Темп роста

%

Темп прироста %
1996 58,4 100,0
1997 3,2
1998 112,5
1999 10,1
2000 122,0
2001 16,0
2002 125,1
2003 18,0
2004 24,0

 

Задача 3: По данным группировки семей по составу и объему среднедушевого дохода определите наличие и показатели тесноты взаимосвязи: рассчитать коэффициент парной корреляции в программе Excell):

 

Состав семей, чел. Среднедушевой, среднемесячный доход, руб.
1 1480
2 1250
3 1310
4 1030
5 1020
6 980

 

 

Задача 5: Имеются данные о населении региона за 2000 г.

 

Показатели Тыс. человек
1. На начало 2000 года население составило 600
2. В течение года:
-родилось 6
-умерло 8
-прибыло на постоянное жительство из других регионов 4
-выбыло на постоянное жительство в другие регионы 2
3. Численность женщин от 15 до 49 лет: (23% от всего населения)
-на начало года
-на конец года
4. Численность детей на 1 сентября 2000 г. в возрасте от четырех до семи лет, их вероятность дожития до следующего возраста составила:
Возраст, годы Количество детей Вероятность дожития до следующего возраста
4 8000 0,9946
5 7000 0,9951
6 6500 0,9956
7 0,9960
8 0,9962

 

Определите:

1   Численность населения на конец года.

  1. Среднегодовую численность населения и женщин в фертильном возрасте.
  2. Коэффициенты рождаемости, смертности, жизненности, естественного прироста и фертильности (плодовитости).
  3. Возможный контингент учащихся 1-4 классов на 1 сентября 2003 г. без учета механического движения.

 

Задача 6: Население и национальный доход семи стран в 1861 и 1913 гг.

 

Страна Население

(млн.), 1861 г.

Национальный доход (млрд. руб.), 1861 г. Население

(млн.), 1913 г.

Национальный доход

(млрд. руб.), 1913 г.

Россия 74 5,27 171 20,27
Велико-британия 20 6,47 36 20,87
Франция 37 5,55 39 11,82
Германия 36 6,31 65 24,28
США 32 14,4 93 96
Швеция 4 0,45 6 2,04
Италия 25 4,57 35 9,14

 

По данным таблицы:

  1. Создать электронную таблицу Excell и ввести исходные данные.
  2. Вычислить национальный доход на душу населения каждой страны в 1861 и 1913 гг.,

используя копирование соответствующей формулы.

  1. Вычислить (в %) национальный доход России относительно каждой из других стран в 1913 г., используя копирование соответствующей формулы.
  2. Вычислить средние значения для всех семи показателей (четырех исходных и трех расчетных), пользуясь встроенной функцией.
  3. Построить графическое представление двух первых вычисленных показателей (национальный доход на душу населения в 1861 и 1913 гг.) с правильным выбором типа диаграммы. На диаграмме должны присутствовать: подписи оси X, заголовок диаграммы, заголовки осей и легенда.

 

3.1.5. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и

качества учебного процесса.

 

Анкета-отзыв на учебную дисциплину «Современные методы в историческом исследовании»

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования.  По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

  1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Комментарий______________________________________________

  1. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Комментарий______________________________________________

  1. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Комментарий______________________________________________

  1. Какой из модулей (разделов) дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий______________________________________________

  1. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

Комментарий______________________________________________

 

3.2. Кадровое обеспечение

 

3.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины.

 

К проведению занятий может быть допущен преподаватель, имеющий ученое звание профессора или доцента и (или) ученую степень доктора или кандидата исторических наук, а также стаж педагогической работы не менее 3 лет.

 

3.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным

персоналом.

 

Обеспечения учебно-вспомогательным персоналом не требуется.

 

3.3. Материально-техническое обеспечение

 

3.3.1. Характеристики аудиторий (помещений, места) для проведения занятий

 

а) соблюдение санитарных норм размещения обучающихся согласно действующему законодательству.

  1. b) наличие в аудитории стационарного мультимедийного оборудования, проекционного экрана, точек доступа к сети Интернет.

 

3.3.2. Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования.

 

Наличие аудиовизуальной техники, включая мультимедиа проектор, компьютер для каждого студента с доступом в сеть Интернет.

 

3.3.3. Характеристики специализированного оборудования.

 

Не требуется.

 

3.3.4. Характеристики специализированного программного обеспечения.

 

Не требуется.

 

3.3.5. Перечень и объёмы требуемых расходных материалов.

 

Возможность копирования и размножения фотографий и текстов, фломастеры цветные, канцелярские товары, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий, по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки.

 

3.4. Информационное обеспечение.

 

3.4.1. Список обязательной литературы:

Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. 2-е изд. М.: Рос. гуманитар. ун-т, 1997. 207 с.

Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Е.Р. Ярская-Смирновая, П.В. Романова(ред.). М.: ЦСПГИ Вариант, 2009. 444 с.

Информационные технологии для историков: Учебное пособие к практикуму по курсу «Информатика и математика» / Л.И. Бородкин (отв. ред.). М.: МГУ, 2006. 236 с. URL:  http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/BOOKS/inf2006.htm

Историко-ориентированные информационные системы: каталог. URL:  http://digitalhistory.ru/

История и психология / Б. Ф. Поршнев, Л. И. Анциферова (ред.). М.: Наука, 1971. 384 с.

Компьютеризированный статистический анализ для историков / Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова (ред.). М., 1999. 187 с. URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/Stud/textbook.htm

Лазарев А. В. Историческая психология в эпоху расцвета и сегодня // Средние века. 2010. Вып. 71 (3-4). С. 54—59.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург: ИУУ, 2000. 608 с.

Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3-х т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014, 2015, 896+912+992 с.

Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII—начало ХХ века. 2-е изд. испр., доп. М.: Весь мир, 2012. 848 с.

Миронов Б.Н. Историк и социология. Л.: Наука, 1984. 174 с.

Миронов Б.Н. История в цифрах: (Математика в исторических исследованиях). Л.: Наука, 1991. 167 с.

Миронов Б.Н., Степанов З.В.  Историк и математика (Математические методы в историческом исследовании). Л.: Наука, 1975. 184 с.

Моз Ллойд де. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 512 с.

Мухин О.Н. Личность Петра I в контексте специфики процессов российской модернизации: историко-психологический анализ. Томск: ТГПУ, 2014. 447 с.

Нехамкин В.А. Контрфактические исторические исследования // Историческая психология и социология истории. 2011. Т. 4, № 1. С. 102—120.

Перова М. Б., Перов Е.В. Социальная статистика: мини-словарь. М.: Финансы и статистика, 2005. 176 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN527903004-SCN0000/000.html

Перова М. Б., Перов Е.В. Социальная статистика: мини-словарь. М.: Финансы и статистика, 2005. 176 с.

Репина Л. П. Новые исследовательские стратегии в российской и мировой историографии. М.: ВШЭ, 2008. 30 с.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. 2-е изд. М.: URSS ЛКИ, 2009. 316 с.

Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет, 1900-2000: исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М.: Наука, 2006. 587 с.

Словарь прикладной социологии / К.В. Шульга (сост.); Г.П. Давидюк (отв. ред.). Минск: Изд. «Университетское», 1984. 317 с.

Томпсон П. Устная история: голос прошлого. М.: Весь мир, 2003. 367 с.

Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М.: Весь Мир, 2000. 295 с.

Фрумкина Р. М. Культурно-историческая психология Выготского–Лурия. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 27 с.

Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод: история, методология и практика / Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова (ред.). М., 1994. С. 11—41.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2011. 567 с.

Социологический словарь / А.Н. Елсуков, К.В. Шульга (сост.); Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко (ред.). 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. 528 с.  Библиогр. в конце ст. (Загл. 1-го изд.: Словарь прикладной социологии).

Социологический словарь онлайн. Описание. Алфавитный указатель. URL: http://gufo.me/soc_a

Исторический словарь онлайн. Описание. Алфавитный указатель. URL: http://gufo.me/his_a

 

 

3.4.2. Список дополнительной литературы:

Дополнительная литература

А что, если бы?.. : Альтернативная история / Р. Коули (сост.). М. ; СПб., 2002.

Андреев А. Ю., Бородкин Л. И. Нелинейная модель стачечного движения: анализ эффектов самоорганизации // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. М.; Барнаул: БГУ, 2003. С. 434—490.

Бородкин Л.И. Клиометрика: pro et contra (виртуальный диалог) // Экономическая история. Обозрение. Вып. 7. М., 2001. С. 114-132. http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB7/borodkin.htm

Бородкин Л.И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история, 1998. № 5. С. 3—16.

Бочаров А.В. Проблема альтернативности исторического развития: историографические и методологические аспекты: дис. … канд. ист. наук, Томск, 2002. § 1.7: Идея альтернативности исторического развития (обзор и анализ контрфактических построений, сделанных в историографии в 1992—2001 гг.).

Бузгалин А.В., Колганов А.И. Введение в компаративистику (Исследования и сравнительный анализ социально-экономических систем). М.: Таурус альфа, 1997. 367 с.

Бычкова С.Г. Социальная статистика. Практикум. М.: Юрайт, 2015. 528 с.

Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ Вариант, 2009. 311 с.

Гагарина Д.А Историко-ориентированные информационные системы в профессиональной подготовке историков: дидактические возможности и направления использования // Современные проблемы науки и образования (э/журнал). 2012. № 6. 6 с. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7518

Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. – М.: Финансы и статистика, 2009. 176 с.

Гуткин Л. С. Человечество на рубеже веков: показатели социально-экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003. 215 с.

Ефимова М. П., Бычкова С. Г. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2004. 560 с.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике. Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. 444 с.

Жолков С.Ю. Математика и информатика для гуманитариев. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Альфа-М Инфра-М, 2005. 527 с.

Захарова Е.Н., И.И. Лютова. Экономико-статистический словарь-справочник [Электронный ресурс]. Майкоп: АГУ, 2010.  1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М : INTRADA, 1998. 255 с.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 253 с.

Историческая информатика / Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М. и др. М.: Мосгорархив, 1996. 267 с.

Историческая социология: Хрестоматия. Учебное пособие: В 2 т. / С. В. Зубов (сост.). Саратов: СГУ, 2008, 2009.

История и антропология: междисциплинарные исследования на рубеже ХХ—ХХI веков / М. Кром и др. (ред.). СПб.: Алетейя, 2006. 313 с.

Казурова О.Ю. Социальная статистика: учебное пособие для студентов факультета философии, истории, международных отношений и социальных технологий. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2010. 81 с.

Канищев М. М., Мизис Ю. А. Социальный облик российского провинциального чиновника XVIII-XIX вв. (Тамбовский случай) // Историография и источниковедение отечественной истории: Сборник научных статей. Вып. 5 // С. Г. Кащенко, Э. В. Летенков (ред.). СПб., 2009.

Карацуба И. В., Курукин И. В., Соколов Н. П. Выбирая свою историю: «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. М.: КоЛибри, 2005. 638 с.

Кащенко С. Г. Изучение массовых источников XIX-начала ХХ вв. на кафедре источниковедения истории России Санкт-Петербургского университета (1991-2001 гг.) // Историография и источниковедение отечественной истории. Сборник научных статей и сообщений. СПб., 2001.

Кащенко С. Г. Микроисследования по исторической демографии Российской империи XIX-начала XX в.: Опыт работ 1990-х-2001 г. // ВСПбУ. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 2002. Вып. 1. С. 3—15.

Кащенко С. Г. Освобождение крестьян на Северо-Западе России: Экономические последствия реформы 19 февраля 1861 года. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. 549 с.

Ковалев С. Н. Альтернативная история — экономическое мышление в исторической науке // Историко-экономические исследования. 2005. Т. 6, № 1—3.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. 439 с.

Кольцова В. А. Историческая психология: особенности и перспективы новой области междисциплинарного знания // Психея+Клио: Электронный журнал по истории психологии. 2009. Т. 1. Вып. 3.

Кром М. М. Историческая антропология. 3-е изд., испр. и доп. СПб., М.: Изд-во ЕУСПб; Квадрига, 2010. 214 с .

Кром М.М. Введение в историческую компаративистику. СПб.: ЕУСПб, 2015. 248 с.

Кукарцева М. А. Лингвистический поворот в историописании: эволюция, сущность и основные принципы // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 44—55.

Кучмаева О. В., Золотарева О.В. Социальная статистика [Электронный ресурс]: практикум. М.: Издательский центр ЕАОИ, 2009.  Ресурс доступен в Электронной библиотеке РНБ. 199 с.

Лазарев А. В. Историческая психология в эпоху расцвета и сегодня // Средние века. 2010. Вып. 71 (3-4). С. 54—59.

Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). М., 2004. С. 29—36.

Маркова Л. А. В социологических исследованиях науки понятие истины под сомнением // Мышление ученого вчера и сегодня / Л. А. Маркова (ред.). М., 2012. С. 27—50.

Маркова Л. А. Смысл — альтернатива истине? // Мышление ученого вчера и сегодня / Л. А. Маркова (ред.). М., 2012. С. 70—80.

Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна»: материалы научной конференции, 28-29 апреля 2005 г / [отв. ред. Л.П. Репина]. М.: ИВИ РАН, 2005. 151 с.

Мироненко С. В. 14 декабря 1825 года: Восстания могло не быть // ОИ. 2002. № 3. С. 57—66.

Миронов Б.Н. Русская революция 1917 года в контексте теорий революции // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 72—84; № 3. С. 106—115.

Миронов Б.Н. Русский город в 1740—1860—е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л.: Наука, 1990. 271 с.

Миронов Б.Н. Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации. М.: Весь мир, 2013. 336 с.

Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII—XIX вв.). Л.: Наука, 1985. 301 с.

Мухин О. Н. Власть, жестокость и кровные узы: семейные отношения европейских монархов раннего Нового времени (типичное и особенное) // Медиевистика XXI века / А. А. Мить и др. (ред.). Вып. IV. Томск: Изд-во Том. гос. педагог. ун-та, 2009. С. 128—155.

Мухин О. Н. Карл XII и Петр I: к вопросу о специфике становления идентичности монарха раннего нового времени // Проблемы методологии и историографии всеобщей истории / отв. ред. Т. И. Зайцева, О. Н. Мухин (ред.). Томск: Изд-во Том. гос. педагог. ун-та, 2010. Вып. 1. С. 161—186.

Мухин О. Н. Петр Великий vs. Иван Грозный: личность в контексте специфики российских процессов модернизации // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2011. Вып. 35. С. 153—174.

Мухин О. Н. Царь-реформатор и его «непотребный сын»: проблема отцов и детей в монарших семьях раннего Нового времени // Диалог со временем. 2014. Вып. 47. С. 129-150.

Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сборник / ЦСУ при Совете Министров СССР. М.: Статистика, 1977. 448 с.

Нехамкин В. А., Нехамкин А. Н. Если бы победили декабристы… // Вестник РАН. 2006. № 9. С. 805—812.

Нехамкин В.А Контрфактические исторические исследования // Историческая психология и социология истории. 2011. Т. 4, № 1. С. 102—120.

Нехамкин В.А. Контрфактические исследования в историческом познании: генезис, методология. М.: МАКС Пресс, 2006. 175 с.

Нехамкин В.А. Контрфактическое моделирование исторического развития в отечественном гуманитарном познании XVII—XX вв. // История мысли: Русская мыслительная традиция. 2009. № 5. С. 93—112.

Пашнина А. В., Глазова Л.В. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. Челябинск: ЧГУ, 2006. 241 с.

Поликарпов B. C. Если бы… : исторические гипотезы. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Популярный экономико-статистический словарь-справочник / [Подгот. И.И. Елисеева и др.]; Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1993. 192 с. Указ. терминов: с. 188-192

Практикум по социальной статистике: учеб. пособие / под ред. И. И. Елисеевой. 2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2004. 368 с.

Репина Л. П., Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого: Очерки. Хрестоматия: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов по специальности 020700 — «История». М.: РОССПЭН, 2002. 349 с.

Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. 3-е изд. М., 2008.Савельева И.М., Полетаев А.В. Микроистория и опыт социальных наук // Социальная история. Ежегодник. 1998/99. М., 1999. С.101-119.

Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1997. № 6. С. 41—58.

Репина Л.П. Интеллектуальная история сегодня // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Л.П. Репина, В.И. Уколова (ред.). Вып. 2. М., 2000. С. 19—31.

Репина Л.П., Историческая наука на рубеже XX — XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. 559 с.

Репина Л.П., Культурная память и проблемы историописания: (Историогр. заметки). М.: ГУ ВШЭ, 2003. 42 с.

Российская государственная статистика 1802-1996 [И.И. Елисеева и др.]. М.: Издатцентр, 1996. 86, XCIII с.

Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций / Я. Плампер, Ш. Шахадат, М. Эли (ред.). М.: НЛИ, 2010. 511 с.

Савельева И. М., Полетаев А. В. История и социальные науки. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 29 с.

Саломатина Т.В. Социальная статистика. Методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» (профиль «Статистика»). Саратов, 2013. 16 с. URL: http://www.seun.ru/content/learning/4/science/2/doc/Социальная%20статистика.pdf

Социальная статистика: Учебник для студ. вузов / Под ред. И. И. Елисеевой. — 4-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2009. 416 с.

Социальная сфера России: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 1996. 275 с.

Социально-экономическая статистика: Словарь / [Адамов В.Е., Алексеев О.Л., Ананьева С.П. и др.]; Под общ. ред. М.Г. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1981. 464 с.

Статистический словарь / [Адамов В.Е. и др.]; Гл. ред. М.А. Королев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. 621 с. Указ. ст. словаря: с. 593-621.

Тарнас Р. Постмодернистское мышление // Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). М., 1995.

Титкова Л.С. Социальная статистика: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. 55 с.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М.: Высшая школа, 1987. 215 с.

Хоффман А. Достоверность и надежность в устной истории // Биографический метод: история, методология и практика / Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова (ред.). М., 1994. С. 42—50.

Шкуратов В. А. Историческая психология. Уч. пос. изд. 2. М., 1997. 505 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Schkur/index.php

Шкуратов В. А. Историческая психология. Уч. пос. изд. 2. М., 1997. 505 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Schkur/index.php

Шкуратов В. А. Новая историческая психология. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2009. 206 с.

Шкуратов В. А. Проблема синтеза культурологии и психологии в исторической психологии. Ростов на/Д: Изд-во Южного федерального университета, 1996.

Шкуратов В. А. Психология в истории культуры и познания. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2011.

Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипов. М.: Б.и., 2005. 939 с.

 

3.4.3. Перечень иных информационных источников

Электронные ресурсы:

Адрес Содержание
http://digitalhistory.ru/ Историко-ориентированные информационные системы: каталог
http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/BOOKS/inf2006.htm Информационные технологии для историков: учебное пособие к практикуму по курсу «Информатика и математика».
http://window.edu.ru/resource/194/69194 Единое окно доступа к информационным ресурсам
http://ecsocman.hse.ru/ Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент
http://www.kremlin.ru/mainpage.shtml Официальный интернет-сайт Президента России
http://www.gks.ru/portal Официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.aik-sng.ru/content/ Сайт Ассоциации «История и компьютер»
http://bmironov.spb.ru Персональный сайт Б.Н. Миронова
http://www.unn.ru/books/met_files/Mironos.pdf Математические методы в исторических исследованиях.  Негин А.Е., Миронос А.А. Электронное учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: НГУ, 2012. 31 с.
http://www.levada.ru/ Официальный Интернет-сайт Аналитического центра «Левада-Центр»
http://www.wciom.ru Официальный интернет-сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения
http://www.ispr.ru/SOCOPROS/Files/mon itoring.zip Официальный интернет-сайт Института социально-политических исследований РАН
http://www.ispr.ru/SOCOPROS/Files/ivan ov.zip Официальный интернет-сайт Института социально-политических исследований РАН
http:// www.rami.ru/publications/index.html Официальный Интернет-сайт Российской ассоциации международных исследований
http:// www.sinfo.ru/arhive/ Информационное агентство союза Белоруссии и России. Архив социологических исследований
http:// www. Iksi-ran.ru Официальный Интернет-сайт Института конкретных социологических исследований РАН
http://www.socialworkers.org/ Resources of The National Association of Social Workers (NASW)
www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
www.cea.gov.ru Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.
www.rbk.ru РБК (РосБизнесКонсалтинг).
www.stat.hse.ru Статистическая база данных НИУ ВШЭ.

 

 

Раздел 4. Разработчики программы

 

Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)
Миронов Борис Николаевич дин профессор Профессор кафедры источниковедения истории России 328-94-47, доб. 6411